173При организации деятельности по профилактике необходимо помнить, что легче предупредить возникновение вредных привычек, чем потом ликвидировать их. Содержание, объем, и подача знаний относительно проблемы потребления алкогольных напитков и других психоактивных веществ должны соответствовать возрастным, социально-экономическим и культурным характеристикам детей, подростков и молодежи.

 

В работе с подростками и молодежью необходимо учитывать, что они склонны слушаться только тех, кого любят и уважают. Активность и эрудированность преподавателя, а также его умение вызвать доверие, уважение и интерес подростков и молодежи способствуют повышению эффективности профилактической антинаркотической работы.

При рассказе о наркотических веществах следует избегать ненужной детализации, нельзя давать подробные сведения об их внешнем виде, месте произрастание, способах приема, действии, вызываемых ощущениях. Это часто играет роль рекламы, провоцирует к пагубному, вредному экспериментированию. Нужно делать акценты на отрицательном воздействии наркотиков на организм в целом, на духовное, эмоциональное и физическое развитие, и при необходимости, на понятном языке давать сведения об негативном воздействии на различные органы и системы организма, отмечать негативную роль наркотиков во всех сферах жизни подростка. Необходимо подчеркивать на основе конкретных примеров непредсказуемость действия наркотических веществ, неизвестность предстоящего, большую опасность возникновения беды.

Излагая проблематику, связанную с употреблением наркотических веществ, не следует придавать ей особую, первостепенную значимость, создавать впечатление, будто бы для людей свет клином сошелся на данной теме. Напротив, необходимо развенчать роль употребления таких веществ в человеческой жизни, показывать, что их истинная роль – замена полноценной жизни ее жалким подобием. Не следует огульно, голословно ругать потребителей наркотиков, надо лишь подчеркнуть, что они составляют незначительную часть молодежи.

Необходимо разоблачать мифы, связанные с наркоманами и наркотиками, указывая, какой непоправимый вред они приносят здоровью человека. Изложение материала должно проходить без излишней драматизации, без многих сообщений об ужасах, опасностях, связи употребления наркотиков с «греховностью», «моральной распущенностью». На подростков такое производит мало впечатления, ибо большей их части свойственно стремление к риску и убежденность, что «со мной это не случиться».

В настоящее время подростки и молодежь достаточно хорошо информированы, и если преподаватель искажает или преувеличивает негативные последствия употребления наркотиков и других ПАВ, то подростки могут оценить такую информацию, как ложную, не соответствующую действительности. Рейтинг преподавателя при этом снизится. Очень важно, чтобы и сами подростки принимали участие в антинаркотической работе, преодолев извечную убежденность, что «доносить на товарища нельзя». Необходимо объяснить учащимся, что табу недоносительства в данном случае не действует, поскольку сокрытие столь важных сведений может нанести непоправимый вред здоровью их товарища. Очевидно, что в этом случае подростки должны полностью доверять преподавателю, с которым они намерены поделиться информацией.

Для правильной постановки антинаркотического воспитания учащихся необходимо четко понимать, что недостаточно добиваться только усвоения подростками определенной суммы подобных знаний (хотя эта задача, конечно, чрезвычайно важна). Здесь особого внимания педагога требует формирование у учащихся готовности применять эти знания в каждом конкретном житейском случае, понимание того, что нет «сильных» и «слабых» наркотиков, что употребление любых наркотических веществ – шаг в пропасть. Очень важно в антинаркотическом воспитании и обучении подростков ставить акцент не на страх, а на чувство долга, достоинство, поощряя стремление молодых людей к самоутверждению через преодоление отрицательных черт личности, социальное становление в учебе и посильном труде.

Главная педагогическая цель – сформировать у подростков психологический иммунитет, то есть вызвать у них отрицательное отношение к ПАВ. Для этого до каждого учащегося необходимо донести информацию о пагубном влиянии наркотических и токсических веществ на организм, о высокой возможности заражения такими неизлечимыми заболеваниями, как ВИЧ, гепатит, сифилис. Последнее может послужить дополнительным аргументом против пробы приема ПАВ. Желательно добиться такого результата, когда подросток считает решение вести здоровый образ жизни и категорично относиться к отравляющим веществам своим, а не навязанным ему кем-то. Необходимо также научить молодых людей правилам поведения, позволяющим преодолевать наркогенное давление со стороны окружающих.

Профилактика наркомании в школе и других учебных заведениях должна быть обязательной и осуществляться в доступной для учащихся форме. Профилактика наркомании должна вызывать отклик у подростков и формировать у них однозначную непоколебимую позицию отказа от наркотиков и стойкую активную гражданскую позицию. Профилактика наркомании, осуществляемая в назидательной и запугивающей манере, вряд ли даст результат. Профилактика наркомании должна быть систематической, а не разовой акцией.

Несмотря на то, какой модели профилактической работы вы отдали предпочтение, следует избегать использования материалов:

- которые бы позволили учащимся оправдать поведение человека, потребляющего наркотические вещества. Подростки должны понимать, что они сами несут ответственность за принятие решений;

- содержащих информацию или инструкцию, по которым подросток может обучиться изготавливать либо употреблять наркотик;

- в которых используются термины «социальное потребление», «ответственное потребление», «контролируемое потребление», либо где описываются возбуждающие препараты, как вещества, поднимающие настроение, которые причиняют лишь временный вред здоровью. Наркотик не может быть «плохим» или «хорошим», либо «неправильно» употребляться. Не допускайте такого противоречивого толкования;

- в которых выздоравливающий наркоман представлен в виде образца. Такие материалы могут нести подросткам информацию о том, что этот человек смог «справиться», и даже стал «известным», «знаменитым» благодаря наркотику.

Профилактическая деятельность требует соблюдения всех вышеперечисленных принципов, а также выдвигает несколько требований к специалистам, ведущим такую работу:

- хорошо знать существующие в молодежной среде мифы о наркотиках;

- понимать психологические особенности детского и подросткового возраста;

- уметь терпеливо завоевывать доверие подростков.

Принятие здорового образа жизни зависит от того, насколько сильно желание молодого человека изменить свое поведение. Сила желания зависит от позитивного или негативного отношения подростка к поведению и понимания его результата, а также от его уверенности, что родственники и друзья, чье мнение для него важно, верят в его способность изменить образ жизни.

На основе данной информации строится модель изменения поведения – модель «ЗНАЮ – ХОЧУ – МОГУ - ДЕЛАЮ».

 Эта модель отражает взаимосвязи между информацией, отношением человека к информации, поведенческими навыками и поведением. Каким именно будет его поведение, зависит не только от того, какими поведенческими навыками человек обладает, но и оттого, что человек хочет добиться своими поступками, т.е. его отношение к происходящему.

Отношение – это побуждение, вызывающее активность человека и определяющее ее направленность. Отношение к той или иной деятельности зависит от информации, которой владеет человек. Информация, в данном случае, это знания, личный опыт и дополнительные сведения о предметах или явлениях, получаемые человеком в течение жизни. Информация, которой владеет человек, может стимулировать его на приобретение новых навыков или отказ от используемых ранее. Наличие новой информации оказывает влияние и на поведение человека.

Эта схема хорошо иллюстрирует 3 основных цели профилактических программ, направленных на формирование здорового стиля жизни:

•  достоверное информирование;

•  формирование положительного отношения к сохранению здоровья и здоровому образу жизни;

•  формирование поведенческих навыков.

Для того чтобы человек или общество, в конечном счете, изменили то или иное поведение, нужно сначала повысить уровень их знаний о проблеме. Приобретение знаний, в свою очередь, должно повлечь за собой изменение отношения к проблеме, а изменение отношения должно послужить мотивацией к изменению поведения.

Как видно из приведенной схемы, существует ряд благоприятных факторов, помогающих людям изменить поведение на длительный период. Это:

•  эффективная передача информации, то есть обеспечение целевой группы понятной, изложенной доступным языком, наглядной информации, передающей самую суть проблемы;

•  создание поддерживающей среды, которая благоприятствовала бы применению новых навыков на практике и изменению поведения.

Процесс изменения поведения и установок – это не всегда последовательное движение от первого этапа схемы к последнему. Большинство людей будут переходить от одной ступени к другой, и возвращаться назад, прежде чем смогут добиться успеха. Следует также помнить, что часто не ставят своей целью изменить поведение человека в целом. Наша цель изменить те элементы поведения человека, которые сопряжены с риском для его здоровья или здоровья окружающих его людей.

Профилактическая деятельность должна строиться, прежде всего, с учетом особенностей конкретной личности и ситуации с учетом собственного опыта, знаний и умений каждого специалиста. В основном речь идёт о формировании главного стержня, определяющего последующую позицию человека в оценке себя, окружающих людей, происходящих событий, своих действий и поступков, а также активность и направленность усилий подростков в работе над изменением собственного поведения.

Уже давно появилась необходимость выработки новых методов первичной профилактики употребления психоактивных веществ в целом, и наркотиков в частности, формирования способности молодежи сопротивляться данным негативным явлениям общества.

Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослыми. Общение со своими сверстниками – ведущий тип деятельности в этом возрасте. Именно здесь осваиваются отношения равенства и уважения друг к другу. Подростки стремятся знать и уметь что-то по-настоящему. Это благоприятное время для освоения взрослых умений. Необходимо включить подростка на правах помощника в соответствующие занятия взрослых. Таким образом, организация молодежных волонтерских отрядов (объединений) по противодействию употреблению ПАВ и пропаганде здорового образа жизни является одной из наиболее эффективных форм профилактической работы в молодежной среде. Принадлежность ребят, проводящих занятия со сверстниками, к одному поколению, способность говорить на одном языке, их успешность и привлекательный имидж, компетентность и доступность − все это увеличивает положительный эффект профилактической работы.

Деятельность волонтеров из числа подростков и молодежи по профилактике социальных болезней общества в силу социомобильности данной общественной группы, способной своим личным примером ориентировать остальную часть молодежного населения на здоровый образ жизни, может существенно изменить ситуацию в сторону снижения девиаций в подростково-молодежной среде, повышения социальной активности молодежи, а также улучшения здоровья нации в целом.

 

Материалы по теме:

Организация работы в сфере профилактики наркомании для специалистов, занимающихся работой с молодежью, рекомендации подросткам и их родителям ГБУЗ АО «Областной наркологический диспансер» г. Астрахань

 Исполнитель:

специалист по связям с общественностью

БУ ХМАО-Югры «СКПНБ»

Зайкова Р.Р.